На твердом сухом покрытии (асфальт, бетон) сцепление шин обуславливается взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями дорожного покрытия. При смачивании покрытия водой сцепление шин уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием водяной пленки с частицами пыли и грунта. Водяная пленка разделяет трущиеся поверхности, тем самым ослабляя взаимодействие шин и покрытия.
Посмотрите на наши рисунки. На сухой дороге пятно контакта шины с покрытием составляет величину С (рис. А). На мокрой дороге эта величина уменьшается на величину d из-за появления водяного клина (рис. Б). Водяной клин образуется из воды, выдавленной из под колеса в процессе движения. По мере увеличения скорости движения увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет – и шина постепенно всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения достигнет критического значения и между шиной и покрытием будет сплошной слой воды (рис. В), автомобиль потеряет контакт с дорогой и станет неуправляемым. Это явление и называетсяаквапланированием.
При аквапланировании автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить траекторию движения до тех пор, пока не снизится скорость и не уменьшится несущая способность водяного клина. Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а колеса, зажатые тормозами, спровоцируют занос.
Не следует путать аквапланирование с другим явлением - скольжением. Скольжение может возникнуть на любой скорости только из-за возникновения водяной пленки и уменьшившегося сцепления шин с дорожным покрытием. Особенно часто такого рода скольжение возникает при резком повороте или при торможении. . Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных технических жидкостей. дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Но буквально через пару минут хорошего дождя потоки воды смоют различные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием заметно улучшится. Аквапланирование возможно на любой стадии дождя. Иногда оно возникает при въезде в длинную лужу на высокой скорости. Именно поэтому лучше избегать «водных препятствий» на дороге, особенно при движении на высокой скорости. А также не следует чересчур разгоняться при езде в дождь, в том числе в самом его начале. Замечено, что наиболее «подходящие» условия для развития аквапланирования появляются в сильный дождь на дорогах с гладким и ровным покрытием, а также на старых трассах с глубокими колеями в асфальте.