8 (3953) 350010

8 (3953) 263656

8 (3953) 409666

Многие из нас при покупке шин обращали внимание на цветные метки на боковинах новых (да и не только новых) шин. Чаще всего это кружки желтого, красного цвета, но встречаются также треугольники и точки синего или даже белого цвета. Что это за обозначения и для чего они предназначены?

alt

 

Ответ на данный вопрос простой. Перечисленные обозначения есть не что иное, как балансировочные метки, которые служат  для наиболее точной балансировки шины в сборе с колесом. Их назначение изложено в документации, регламентирующей порядок изготовления, маркировки и эксплуатации шин на территории РФ.

ГОСТ 4754 ОТ 1997Г.

Выписка «ГОСТ 4754» гласит следующее: 
«п.5.3.1. В соответствии с настоящим стандартом на покрышку наносят следующие обязательные надписи:
п. Х) Балансировочную метку»

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН АЭ 001-04 ОТ 2004Г.

* следует отметить, что настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами (ГОСТ, ТУ, Правила ЕЭК ООН и др.). 
Выписка «Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 от 2004г.
:
«п.3.п.п. 10. Маркировка шин. п.п. Щ) балансировочная метка, обозначающая самое лёгкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5-10мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль.» 
«п. 7. Правила монтажа и демонтажа шин. п.п. 51. При монтаже шины на обод необходимо обеспечить совмещение балансировочной метки на боковине шины с вентилем»

 

Возникает вопрос, какого же цвета должна быть эта метка?  Как ни странно, но в документах, регламентирующих эти вопросы на территории РФ, нет ни одного слова про цвет, вероятно, по причине того, что ГОСТ, созданный 1984 году, до сегодняшнего дня не претерпел особых изменений.
Как же правильно выбрать цвет балансировочной метки и какую из меток следует совмещать ее с вентилем? Один из известных производителей шин дает следующее пояснение:

alt

ВЫВОД:

При проведении шиномонтажных работ следует совмещать желтую метку на боковине шины с вентилем колесного диска.

Шины для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют протектор с неглубоким рисунком. Такой протектор обеспечивает хорошее сцепление. Для эксплуатации на дорогах без покрытия или вне дорог  требуются шины с другим рисунком протектора.alt

Протектор шин для мягких грунтов имеет рисунок в виде редких крупных и высоких шашек. При движении  шашки погружаются в грунт и как бы «цепляются» за него. Для лучшего сцепления в колеях  шина может иметь  грунтозацепы по краям (хорошо видны на нашем фото). Крайняя степень «внедорожности» - редкие высокие грунтозацепы в виде «елочки», как у тракторных шин. Такие шины, разумеется, имеют направленное вращение. Важное свойство внедорожных шин – способность к самоочистке. Там, где у обычных дорожных шин протектор «замыливается» (канавки забиваются грязью, и колеса превращаются в гладкие «катки»), внедорожные шины сами очищаются от грязи и продолжают обеспечивать надежное сцепление.
Следует помнить, что внедорожные шины обычно имеют невысокие сцепные свойства на твердых покрытиях (за счет малого пятна контакта). К тому же при движении они издают сильный шум и вызывают вибрацию. А зимой они не способны заменить специализированные зимние шины по причине иных, более твердых сортов резины (в морозы они сильнее «дубеют»). Повышение сцепных свойств путем установки шипов результата не даст – шина будет просто испорчена.alt

Для песка, слабых грунтов и проходимых болот существуют особые шины так называемые «пневматики» или шины низкого и сверхнизкого давления. Они имеют очень большую ширину, немалый наружный диаметр и большое по площади пятно контакта. Это обеспечивает им очень низкое давление на грунт, поэтому автомобиль на таких шинах не проваливается в болотистые почвы, не закапывается в глубокий снег, а в некоторых случаях способен даже плавать. Речь, конечно, идет только о специализированных автомобилях, либо целенаправленно построенных под установку таких шин, либо переделанных из серийных. На обычный автомобиль «пневматики» установить нельзя по причине их гигантских размеров, а маленьких «пневматиков» просто не существуют – они будут неработоспособными. В данных шинах достаточно поддерживать  очень малое внутреннее давление (0,2-0,4 Атм) Следует помнить, что «пневматики» очень чувствительны к повреждениям острыми предметами, так как имеют малую прочность (для снижения веса). На асфальте автомобиль на таких шинах сильно вибрирует и не может двигаться со скоростью выше 50-60 км/ч. Однако шоссе «пневматикам» также противопоказано – на нем они быстро изнашиваются.

Шины могут иметь ненаправленый, направленый и ассиметричный рисунок протектора. 
Ненаправленный рисунок
 протектора является наиболее универсальным. Шина обладает одинаковыми свойствами вне зависимости от направления вращения. Шины с таким рисунком, как правило, относятся к категории «бюджетных» и имеют наибольшее распространение. Такими шинами комплектуются многие автомобили на заводе-изготовителе.

alt                                                 alt

 Шины направленного вращения обладают лучшей способностью отводить воду из зоны контакта Внешний вид «направленного» протектора современной «дождевой» шины представлен на фото. В зависимости от направления вращения протектор такой шины совершенно по-разному работает в условиях, когда дорога покрыта водой.

alt                                                     alt

 

Если шина установлена правильно, вода, оказавшаяся в пятне контакта, не выталкивается вперед по ходу движения, а попадает в канавки и выдавливается через них наружу. Если же шина установлена неправильно, то движение воды происходит в обратную сторону: вода собирается от краев протектора к его середине. Это способствует развитию такого опасного явления, как аквапланирование, даже на невысоких скоростях. Для «дождевых» шин особенное значение имеет значение  остаточная глубина протектора (его водоотводящих канавок). Да и для всех шин это параметр лимитирован Правилами дорожного движения.

alt                                    alt

 

Кроме шин с направленным рисунком протектора, существуют шины с асимметричным и  направленным асимметричным рисунком протектора. У таких шин протектор состоит из двух частей с разным рисунком, что позволяет реализовать различные преимущества в одной шине. Например, наружная часть протектора лучше работает на сухой дороге, а внутренняя часть протектора лучше работает на мокрой. Производители шин обязательно указывают на шинах с направленным рисунком направление их вращения, например, стрелкой и надписью «Rotation». На шинах с асимметричным рисунком обязательно маркируются их внешняя сторона (Outside или Side Facing Outside) и внутренняя (Inside или Side Facing Inside) При монтаже таких шин нужно обязательно следовать указаниям производителя, так как только в этом случае шины будут «работать» правильно, обеспечивая надежность езды и повышая безопасность движения.

Американская маркировка «P-Metric», распространенная также в Японии, практически не отличается от европейской «Euro-Metric», но может содержать дополнительные коды и обозначения. В основном они важны для специалистов-шинников, но могут быть интересны и рядовым покупателям.
DOT – маркировка, обозначающая, что данная шина отвечает нормативным требованиям Министерства транспорта США (Department Of Transportation), ответственного за нормативы безопасности шин.
DM, AB, CD, EFG – коды, указывающие на место изготовления, размер и тип шины.
MAX LOAD 545 kg (1202 lbs) - 545 кгс (1202 фунта), MAX PRESSURE 300 kPa (44 psi) – 3,0 кгс/см2 (44 фунта на квадратный дюйм) – принятые в США обозначениямаксимально допустимой нагрузки и внутреннего давления воздуха в шине; 
PLIES (Tread area - 1 Rayon + 2 Steel + 1 Nylon; Sidewall: 1 Rayon) - особенности конструкции шины: в брекере один слой вискозного корда, два слоя стального и один слой нейлонового корда; в боковине один слой вискозного корда. 
TWI - указатели расположения индикаторов износа – выступов в канавках протектора. Вместо аркировки TWI может наноситься стрелка.Treadwear: 180 - относительная износостойкость рисунка протектора. Отвечает специальным стандартным тестам США. 180 - сравнительная цифра по отношению к типовым требованиям, которые предъявляются к шинам американским Стандартом качества для автомобильных шин (Uniform Tire Quality Grading). Чем выше этот показатель, тем лучше износостойкость и скоростная устойчивость автомобиля, тем выше стабильность геометрии шины при повышенных скоростных режимах движения.
Traction: А - показатель, оценивающий сцепные свойства шины. Он имеет градации А, В и С. Шины с показателем А отличаются максимальным сцеплением, с показателем С - наименьшим допустимым сцеплением.
Temperature: В - температурный показатель, который отражает способность шины противостоять температурным нагрузкам, которые возникают при движении на большой скорости.
Safety warning - требования техники безопасности при монтаже шины на обод и при эксплуатации шины.
HP или UHP - шины высокого (элитного) класса, обладающие повышенной прочностью и износостойкостью, относящиеся к разряду «высшего эксплуатационного качества» (НР - High performance или UHP - Ultra High performance)., 
Знак «+» означает, что шины отличаются повышенной безопасностью при эксплуатации на мокрой дорожной поверхности и малым сопротивлением качению, что уменьшает расход топлива (например, GOOD YEAR - EAGLE GW+).
«Rotation» - маркировка шин с направленным рисунком протектора (надпись может заменяться стрелками). При сборке колес необходимо учитывать рекомендации этой маркировки: направление вращения колес при движении автомобиля вперед должно совпадать с направлением, указанным стрелкой (стрелками).
Side Facing In, Side Facing Out – маркировка шин с асимметричным рисунком протектора. При монтаже таких шин и установке колёс в сборе с шиной на автомобиль сторона шины с надписью Side Facing In должна быть обращена внутрь (к автомобилю), а сторона с надписью SideFacing out  наружу.

alt

Перед обозначением ширины профиля на американских шинах проставляются следующие обозначения:
P (PASSENGER) - шины только для легковых автомобилей;
LT (LIGHT TRUCK) - шины для лёгких грузовиков, фургонов и микроавтобусов;
LTP (LIGHT TRUCK PERSONAL) - шины для легких грузовиков персонального пользования;
T (TEMPORARY) - шины для компактного запасного колеса («докатки»).
В качестве примера приведем обозначения шин модели GRABBER АР фирмы GENERAL TIRE (США)  -  Р205/75R15; LT235/75R15. Шины модели DM-01 концерна BRIDGESTONE (ЯПОНИЯ) обозначаются LT255/70R15.
Многие модели шин, предназначенные для джипов и грузовых пикапов имеют дюймовую маркировку, где основным параметром является не ширина профиля, а наружный диаметр. Например, в обозначении  такой шины 30х9,5R15LT модели GRABBER AT фирмы GENERAL TIRE приведены следующие данные:
30 - наружный диаметр шины в дюймах;
9,5 - ширина профиля шины в дюймах;
R - обозначение шины радиальной конструкции;
15 - посадочный диаметр шины в дюймах;
LT - шина для легкого грузовика. 
Обычно шины такого размера имеют рисунок протектора повышенной проходимости «M+S», реже - универсальный. 
С (Commercial)- обозначение шин повышенной слойности (6, 8, 10 PR) для легких грузовиков и микроавтобусов. Буква С ставится после обозначения посадочного диаметра шины. 
Кроме того, у таких шин ставится двойной индекс несущей способности, обозначающий нагрузку на одиночную и сдвоенные шины. Эти шины рассчитаны на эксплуатацию с внутренним давлением воздуха 0,3....0,55 МПа (3,0...5,5 кгс/см2). Они характеризуются высокой жесткостью, и поэтому их устанавливать на легковые автомобили не рекомендуется.
Пример обозначения таких шин фирмы DUNLOP: 185R14C 102/100М, где: 
185R14C - размерность шины;
102/100 - индексы несущей способности (индекс нагрузки), соответственно, на одиночную и сдвоенные шины (850/800 кгс);
М -  категория скорости шины (не более 130 км/ч).

Поиск товара

Сбросить

Лучшие товары